Процесс концентрации печати первой половины ХХ века

В XIX в., в годы бурного развития промышленности, шло фор­мирование системы средств массовой информации на уровне отдельных государств. Но уже в то время можно было выделить страны, которые в большей степени, чем остальные, могли претендовать на мировое лидерство в информационной сфере. Во многом это было связано с тем, что к концу ХIХ столетия значительная часть мира была колонизирована госу­дарствами Европы и Соединенными Штатами Америки. Естественно, что периодические издания метрополий распространялись на территориях под­чиненных государств. Изобретение и начало использования телеграфа (се­редина XIX в.) оказало существенное влияние на интенсивность обмена ин­формацией между странами, оживились межгосударственные информаци­онные потоки.

Это способствовало появлению на рубеже XIX–XX вв. в наиболее развитых индустриальных странах мира (США, Англии, Германии, Франции), монополистических объединений, которые еще в первой половине XX века заняли господствующие позиции в сфере издательской деятельности и радиовещания своих стран.

В основе концентрации и образования многоотраслевых конгломератов лежит стремление существенно повысить конкурентоспособность бизнеса за счет извлечения дополнительной выгоды от сочетания различных видов деловой активности и обеспечить уровень капитализации компании, гарантирующий ее от поглощения конкурентами. На медийном рынке укрупнение компаний с включением в них внемедийных подразделений зачастую является единственным способом их выживания. Совладельцами укрупненных медиакорпораций становятся крупные коммерческие структуры, действующие в иных отраслях, в результате чего явственно просматривается связь медиабизнеса с другими секторами экономики, их взаимозависимость.

Еще в Х1Х веке (1848 г. редакции шести ведущих газет Нью-Йорка, со­перничавшие друг с другом за получение первыми новостей со старого континента - Европы, опасаясь банкротства из-за высо­ких расходов на сбор и доставку информации, объединили свои усилия и учредили информационное агентство печати - Ассоши­эйтед пресс АП (Assocciated Press), что явилось важной вехой в развитии журналистики США.

Второе агентство - ЮПИ - Юнайтед пресс интернейшнл (United Press International), было основано в 1907 г.

В начале ХХ века в периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации. В 1910 г. в США было организовано 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные газеты, к 1930 г. их стало уже 55, и под их контролем находилось 328 изданий. Газеты крупных городов имели мощные типографии. Так, в типографии «Нью-Йорк Таймс» работало 1800 рабочих, в редакции 516 сотрудников, в кон­торе 953 человека, в правлении - 84, всего 3453 человека.



Первый в истории газетный трест Скриппса возник в США.Вслед за ним там же появились газеты треста Херста, Мак-Кор-мика, Паттерсона и другие.

В 1911 Херст основал информационное агентство International News Service, вошедшее в тройку ведущих американских информационных агентств наряду с Associated Press и United Press. Интуиция и деловая хватка Херста подсказали необходимость создания газетного концерна. К 1922 корпорация Херста включала в себя 20 ежедневных газет; 11 воскресных изданий, а также 2 радиостанции, компанию по производству хроникально-документальных фильмов и кинокомпанию, а к началу 1990-х гг. в издательский трест Херста вошло 14 ежедневных газет, 30 еженедельников, 20 журналов, 5 телестанций и 7 радиовещательных станций, не считая ряда книжных издательств.

В 1916 г. Фрэнк Манси предпринял целую серию слияний старейших нью-йоркских газет. В результате его деятельности слиянию подверглись такие прославленные в прошлом издания, как «The New York Sun», «The New York Tribune», «The New York Herald».

В Англии создается концерн «Thomson Organization», владеющий 50 газетами и журналами, а также несколькими радио - и телестанциями.

Были созданы крупные инфор­мационные агентства: французское «Гавас», немецкое «Вульф», британское «Рейтер». Несмотря на то, что изначально эти агентства были ориентиро­ваны на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, со временем они начали участвовать в обмене новостей с другими странами и друг с другом. Между «Гавас», «Вульф» и «Рейтер» было даже заключе­но картельное соглашение (Ring Combination), согласно которому мировой информационный рынок был поделен на сферы влияния между ними.

В 1926 г. созданная в Америке AT&T сеть радиостанций была продана RCA (Radio Corporation of America) и составила основу NBC (National Broadcasting Company), ставшей национальной радиовещательной корпорацией. В 1927 г. создана другая радиовещательная монополия - CBS (Columbia Broadcasting System), к которой несколько позже присоединилась ABC (American Broadcasting Company).



Появление газетно-журнальных синдикатов и радиовещательных корпораций, объеденило и скоординировало деятельность многих периодических изданий и радиостаций.

Та­ким образом, уже более 100 лет тому назад в мировой журналистике наме­тились тенденции глобализации, что послужило толчком к развитию журналистской специализации.


process-obucheniya-str-ra-zakonomernosti-i-principi-obucheniya.html
process-organizacionnoj-zakupki.html
    PR.RU™