Процесс принятия управленческих решений в современных условиях.

Решение проблем в организации – это процесс, т.е. нескончаемая последовательность взаимосвязанных шагов, имеющих определенную продолжительность и структуру.

Процесс принятия управленческих решений – циклическая последовательность действий субъекта управления (руководителя, менеджера), направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе проблемной ситуации, разработке альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации. Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны, процесс принятия управленческих решений может быть достаточно простым и быстрым.

В этом случае часто используется интуитивный подход, при котором менеджер (руководитель) держит всю проблему в голове. По мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться, возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов, может не соблюдаться последовательность этапов принятия решения. Качество решения основывается на предыдущем опыте лица, принимающего это решение. Интуитивный подход не дает хороших результатов в случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой или новая проблемная ситуация слишком сложна и не соответствует предыдущей проблемной ситуации.

Таким образом, если проблемная ситуация не так очевидна, достаточно сложна, а решение ее неоднозначно, то процесс разработки и принятия такого решения не должен быть основан на интуиции и суждениях одного руководителя. Процесс принятия такого решения требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.

Процесс принятия решений состоит из нескольких этапов:

1-й этап – признание необходимости решения.

- восприятие и признание проблемы;

- интерпретация и формулировка проблемы;

- определение критериев для успешного решения.

Признание или непризнание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия. Признание проблемы - является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то принятие решения не состоится. Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом процессе - это интерпретация и формулирование проблемы. Интерпретация проблемы - это придание значения и опреде­ление той проблемы, которая признана. Определение и последующее формулирование проблемы - поз­воляют менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. Этап определения критериев успешного решения предшест­вует поиску альтернатив, что помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже.



2-й этап – выработка решения.

- разработка альтернатив и их оценка;

- выбор альтернативы.

Этап выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы

Все предложенные (творчески или как-то по-другому) альтер­нативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемой альтернативы и достижение между ними некоего уровня компромисса, через который и будет измеряться данная альтернатива при сравнении с каким-то ранее установленным стандартом.

При этом используются как количественные, так и качест­венные или неосязаемые измерители.

3-й этап – выполнение решения.

- организация, анализ и контроль выполнения решения;

- обратная связь и корректировка

Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление избежать потенциальных конфликтов, сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения, расставить людей, чтобы наилучшим образом использовать их способности.

Следующий этап - это получение информации о ходе выполнения решения. Основой должна стать система обнаружения ошибок и успеха в действиях по выполнению решения. Другими словами, должна осуществляться функция контроля.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обрат­ная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук. В первом случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более правильное восприятие потенциальных проблем и их решений. Также это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению.



Большую роль в принятии решений играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность.


processe-kotorij-bezoshibochno-vedet-aktera-ot-soznatelnogo-k-podsoznatelnomu.html
processi-alkogoliza-issledovanie-processa-etanoliza-rastitelnih-masel-s-celyu-polucheniya-biodizelya.html
    PR.RU™