Процесс проектирования и разработки интерфейса пользователя

Для достижения гибкости разрабатываемая система должна быть полностью независимой от пользовательского интерфейса. Это можно объяснить тем, что если система независима от пользовательского интерфейса, то легко можно изменить вид существующего интерфейса или добавить новый. Причем изменения в самой системе не требуются. При этом систему можно тестировать еще до того, как завершена разработка интерфейса пользователя. Объектно-ориентированное программирование идеально подходит для этого: удается разумно распределить выполняемые функции между частями программы, можно в любое время добавить к программе любой интерфейс без изменений в основной программе. Код интерфейса и код системы должны быть независимыми. При реализации пользовательского интерфейса используются метафоры и анимация.

Процесс проектирования и разработки пользовательского интерфейса пользователя состоит из четырех основных этапов [26]:

Первый. Сбор и анализ информации от пользователя.

– определение профиля пользователей;

– анализ стоящих пред ними задач;

– сбор требований, предъявляемых клиентами;

– анализ рабочей среды пользователей;

– соответствие требований пользователей стоящим перед ними задачам.

Второй. Разработка пользовательского интерфейса.

– определение цели с точки зрения удобства применения продукта;

– разработка задач и сценария действия пользователя;

– определение целей и операций пользователя;

– определение иконок объектов и визуального представления;

– разработка меню объектов и окон;

– оптимизация визуальной разработки.

Третий. Построение пользовательского интерфейса.

– прототипирование на ранних стадиях с учетом итерационного принципа;

– создание альтернативных вариантов;

– готовность отказа от кода прототипа.

Четвертый. Подтверждение качества созданного пользовательского интерфейса.

– проведение тестирования на удобство применения на каждой стадии разработки продукта.

На рисунок 6.2 представлен итерационный процесс проектирования пользовательского интерфейса [16].

Рисунок 6.2 - Процесс проектирования интерфейса пользователя

Основой принципов проектирования интерфейсов пользователя являются человеческие возможности. Представлены основные принципы, применимые при проектировании любых интерфейсов пользователя [16]:

– учет знаний пользователя (интерфейс должен быть удобен при реализации, должны использоваться понятные пользователю термины, объекты, которыми управляет система, должны быть напрямую связаны с рабочей средой пользователя),



– согласованность (команды и меню системы должны быть одного формата, параметры должны передаваться во все команды одинаково и пунктуация должна быть одинаковой);

– минимум неожиданностей;

– способность к восстановлению (т.е. наличие возможности отмены действий и требование подтверждения деструктивных действий);

– поддержка пользователя (средства поддержки должны быть встроены в интерфейс, должно быть несколько уровней справочной информации – от основ до полного описания возможностей системы);

– учет разнородности пользователей (нерегулярно использующие систему, опытные).

Критерии оценки интерфейса пользователя [15]:

– простота освоения и запоминания операций системы;

– скорость достижения результатов при использовании системы;

– субъективная удовлетворенность при эксплуатации.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскрыть принципы RAD-технологий.

2. Дать определения для:

– Интерфейс –

– Глоссарий проекта –

– Интерфейс управления –

– Информационный интерфейс –

– Интерфейс ввода-вывода –

– Внешний интерфейс –

3. Принципы и правила проектирования интерфейса пользователя.

4. Что значит «user-centered design» интерфейс?

5. Система стандартов «Common user access» фирмы IBM.

Практическая работа

Цели:разработка архитектуры системы и интерфейса пользователя информационной системы.

Средства выполнения задания: MS Visio, Java, C++, Delphi, Visual Basic, средства пакета MS Office и другие редакторы.

Изучить теоретический материал, дать письменные ответы на контрольные вопросы и выполнить практическое задание.

Практическое задание

Выполнить задания по двум направлениям и составить отчет: по обследованию существующих разработок и проектированию пользовательского интерфейса оригинального приложения.

Рекомендуемая структура отчета:



1. Словесное описание интерфейса пользователя некоторого приложения:

– назначение приложения, сведения о разработчике приложения;

– схема реализованного меню приложения и использованные технологии;

– реализованные разработчиком модели прецедентов (опираясь на опыт работы в приложении или на основе справочной системы).

2. Проектирование интерфейса для создаваемого приложения:

– цели и задачи, область и предмет исследования, используемые технологии, глоссарий предметной области;

– проектирование архитектуры приложения;

– проектирование схемы меню;

– описание моделей прецедентов.

Лабораторная работа № 7


processi-evolyucionnih-izmenenij.html
processi-gipergeneza-i-kori-vivetrivaniya.html
    PR.RU™