Процессы памяти. Запоминание и условие его эффективности

К процессам памятиотносят - запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание.
Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
Сохранение– наименее изученный на сегодня процесс памяти. Все, что мы помним, мы помним и днем, и ночью, и в любом состоянии. Процесс сохранения идет непрерывно, мы его не осознаем и почти не умеем регулировать и оценивать.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную.
Забывание – также очень важный процесс памяти, хотя изучен он недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.
Нейрофизиологическая теория. Суть данной теории: нейроны образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. При этом повторное прохождение нервных импульсов по тем же самым нервным путям облегчается. Это обеспечивается изменением синапсов (синапс – место контакта нейронов друг с другом). Чем большее число раз проходит нервное возбуждение по одним и тем же цепям нейронов, тем легче может снова пройти возбуждение по этому контуру. Поэтому эта теория имеет еще одно название – теория нейронных моделей.
Еще одна теория в рамках физиологического подхода направлена на объяснение механизма кратковременной и долговременной памяти. Согласно этой теории запоминание протекает в две стадии.
На первой стадии в нейронах происходит обратимая кратковременная электрохимическая реакция, длящаяся секунды или минуты. Ее считают основой кратковременной памяти.
Вторая стадия, возникающая на основе первой, – это необратимая биохимическая реакция. При этом в клетках происходят необратимые химические изменения, которые являются основой долговременной памяти.

Формы переживания чувств

Формы переживания чувств:чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т. п.
Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Настроение– общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в первую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом.
Страсть– стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительная - страсть к учебе, профессиональному совершенствованию и т.д.. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи.
Стресс– психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т. п.).
Аффект– стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т. п.).
Одна из главных особенностей аффекта - данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием.



11. Общее понятие о личности в психологии, сущность различий понятий: индивид, личность, индивидуальность
Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Индивид– это человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Все сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами.Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида.К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.
Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание– это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.



Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).


prochitajte-vsluh-sochetaniya-sushestvitelnih-s-predlogami-soblyudaya-sovremennie-normi-gde-dolzhno-stoyat-udarenie-na-predloge-ili-na-sushestvitelnom.html
prochnost-ba-na-szhatie-kubikovaya-i-prizmennaya-i-rastyazhenie.html
    PR.RU™